Правила доставки лекарств не должны создавать неравных условий конкуренции
Торговля лекарствами традиционным способом и через интернет должна регулироваться едиными правилами. Разные требования к онлайн-продажам лекарственных средств и к обычным аптекам создадут неравные условия для субъектов аптечного рыка.
Такое мнение высказал, выступая на онлайн-саммите «Реалии аптечного бизнеса в условиях пандемии» 15 апреля директор по развитию, НПК «Катрен» (Аптека.ру) Анатолий Тенцер. Так он прокомментировал информацию в СМИ о воле главы государства разрешить доставку лекарств на дом.
16 марта стало известно, что глава правительства Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Татьяне Голиковой вместе с Государственной Думой ускорить принятие законопроекта об интернет-торговле безрецептурными лекарствами, чтобы у людей, находящихся на домашнем карантине, появилась возможность покупать лекарства, не выходя из дома.
17 марта Владимир Путин подписал указ, о легализации дистанционной продажи безрецептурных лекарств. Этим могут заниматься аптеки, получившие у Росздравнадзора специальное разрешение. Но в документе сказано, что требования к аптекам для получения этого разрешения, а также правила дистанционной торговли и порядок доставки препаратов должны быть разработаны Правительством РФ. 1 апреля Государственная дума приняла федеральный закон, разрешающий аптекам продавать через интернет лекарственные препараты, за исключением рецептурных, наркотических, психотропных и с долей этилового спирта более 25%. После этого наступила пауза.
«Закон принят рамочный, правительство должно определить порядок, но он еще не определен. Правила должны быть одинаковыми – и для интернета и не для интернета, — отметил. А. Тенцер. — Если доставлять лекарства может кто угодно, значит, в аптеке за прилавком тоже может стоять кто угодно. Это, кстати, тоже повысит доступность лекарств для населения, т.к. они станут дешевле. Если в аптеке за прилавком стоит фармацевт, значит, и доставлять должен фармацевт».
В настоящее время apteka.ru доставляет заказы в партнерские аптеки, используя их в качестве пунктов выдачи и отдавая им 6-7% от стоимости заказа. К созданию сервиса по доставки на дом покупателю спикер относится скептически.
«Если кто-нибудь предложит мне доставку за аналогичные проценты, я готов это обсудить. Но курьерская доставка составит 10-15%. При той маржинальности, которая есть на этом рынке и том среднем чеке, никогда курьерская доставка существенного рынка не сделает, — полагает он. — Она будет съедать 15-20% цены заказа. Это в городах миллионниках. А в деревню Кудыкино доставка не поедет или поедет за деньги, соизмеримые со стоимостью заказа».
По словам А. Тенцера, лидеры е-коммерс отказываются от доставки до двери в пользу пунктов выдачи заказов (ПВЗ).
Коммерческий директор «Магнит Фармы» Юлия Собакина объяснила, почему интернет-торговля лекарствами должна быть частью традиционного аптечного рынка, а не сама по себе: «Было бы правильно, если бы потребитель, получая лекарство, знал, из какой аптеки оно к нему пришло. И что доставка – это сервис от конкретной аптеки. Иначе, как быть если при отпуске ЛС произошла ошибка? Не та дозировка или фасовка, ведь сейчас не предусмотрен обмен и возврат». Этот вопрос встанет особенно остро, если 1 июля на лекарственном рынке вступит в силу обязательная маркировка. Как тогда осуществлять обмен/возврат уже выбывших из системы лекарств? Не возникнет ли серый рынок лекарств из уже проданных-выбывших из системы лекарств? Вероятно, все эти вопросы затрудняют выработку механизмов регулирования доставки ЛС, которых так ждут от правительства участники рынка.
Между тем, несмотря на отсутствие регуляторных механизмов, на аптечный рынок уже выходят организации, ранее не имевшие к нему отношения – в частности, службы такси и сервисы по доставке еды. Эксперты фармрынка сообщают, что в аптечные сети регулярно поступают предложения по организации доставки от небольших ИП до «Яндекса», Delivery Club, «СДЭКа» и «Ситимобил».