Классификация симптомов инфекционной болезни
Немалые диагностические трудности возникают при лихорадках, обусловленных микст-инфекцией. Тип лихорадки в этих случаях нередко представляет собой комбинацию особенностей температурных кривых, присущих каждой нозологической форме, входящей в клиническую структуру наблюдаемой болезни. В этом случае может образоваться температурная кривая, малохарактерная для болезни с общепризнанным типом лихорадки. Особенно важна правильная диагностическая оценка симптомов болезни в связи с появлением новых инфекций, так как для их распознавания необходимо хорошо знать варианты клинического течения и редкие формы уже известных болезней. Тщательное клиническое обследование больного, углубленное изучение анамнеза по-прежнему остаются основой клинико-эпидемиологической методологии распознавания болезни, позволяющей избрать единственно правильный путь к истинному диагнозу.
Чрезмерная увлеченность современного врача возможностями поистине богатейшего арсенала диагностических методов сводит, порой, на нет трудную, но крайне необходимую рутинную работу по выявлению клинических симптомов болезни. Беспокоит небрежное отношение части врачей, особенно молодых, к работе у постели больного. Между тем роль первичного осмотра больного и правильная оценка симптомов болезни имеют важное, иногда решающее значение для своевременного клинического диагноза, оптимального выбора лабораторных и инструментальных методов обследования больного, адекватной клиническому синдрому лечебной тактики и последовательной выработке необходимых противоэпидемических мер, включая принятие решения о госпитализации больного, т.е. месте его излечения. Оценивая состояние больного, условия его быта, врач обязан принять единственно правильное решение о тактике дальнейшего ведения больного, в том числе определить показания к госпитализации больного в профильное инфекционное отделение. В случае малой контагиозности болезни и возможности лечебного обеспечения в домашних условиях организуется «стационар на дому». Во все времена врачевания незыблем постулат: «Кто хорошо диагностирует, тот хорошо и лечит» (Qui bene diagnoscit, bene curat). Актуально и сегодня высказывание французского терапевта XIX столетия Армана Труссо (1801-1867): «Чтобы стать врачом, — надо видеть, видеть и видеть больных. Чтобы стать учителем врачей — надо показывать, показывать и показывать больных». Развивая эту бесспорную мысль, добавлю: чтобы правильно диагностировать болезнь и успешно лечить больного, надо думать, думать и думать об увиденных больных, используя предшествующий опыт и наблюдения применительно к вновь осматриваемому больному. Указанные положения являются очень важными составляющими в приобретении собственного клинического опыта.