Мы «чувствуем» запахи без помощи мозга
Ранее считалось, что мы начинаем бояться определенного запаха, например газа, лишь после того, как информация о настораживающем аромате обрабатывается нашим мозгом и он в итоге выдает результат. Однако ученые из США обнаружили, что мозг не принимает участия в этом процессе.
Неврологи в Университета Рутгерса считают, что подобная ответная реакция страха может возникнуть на чувственном уровне, еще до того, мозг имеет возможность интерпретировать, что определенный запах может означать какие-то проблемы. К этому выводу ученые пришли, изучив систему обоняния у мышей.
Оказалось, что нейроны в носах лабораторных животных демонстрировали более выраженную реакцию на угрожающий запах, прежде чем сообщение об этом запахе было отправлено в головной мозг. За этими процессами ученые следили через «окна» в черепах мышей. Они обнаружили, что те мыши, которые получили удар током одновременно со специфическим запахом, показали повышенную реакцию на запах в клетках носа еще до того, как сообщение было доставлено к нейронам мозга. Когда определенный запах был связан у мышей с ударом электрическим током, количество медиаторов – химических веществ, которые обеспечивают коммуникации между нервными клетками – возрастало в 4 раза.
До сих пор ученые не догадывались, о том что сенсорные органы способны обрабатывать информацию без участия головного мозга. «Мы воспринимали обучение как нечто такое, что происходит только в глубине мозга после осознания. Но теперь на примере обоняние мы видим, как нервная система может действовать автономно от «центра» и даже влиять на него – рассказывают авторы открытия. Новое открытие поможет ученым лучше понять природу страха, и разработать новые методы для лечения тревожных расстройств у человека.
Так, полученные результаты объясняют, как страшные воспоминания могут влиять на чувства и постичь такие заболевания, как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Известно, что тревожные расстройства, в том числе ПТСР может обостряться запахом: например, для солдата может стать раздражителем запах выхлопных газов дизельных двигателей.