Чем нас лечат: Бромгексин
Работает ли популярный препарат от кашля Бромгексин, для чего в легких образуется слизь, чем плох сухой кашель и при чем тут индийская сосудистая юстиция, рассказывает новый обзор рубрики «Чем нас лечат».
Из чего же, из чего?
Действующее вещество Бромгексина, как бы неожиданно это ни звучало, называется бромгексин. Оно является производным вазицина, химического вещества, которое было получено из растения юстиция сосудистая (Justicia adhatoda, она же Adhatoda vasica — отсюда и происходит название «вазицин»). Юстиция произрастает в Индии, Китае, Индонезии, Пакистане и Вьетнаме, где издавна используется как лекарственное растение. Ее дымом окуривали людей с болезнями органов дыхания и кашлем, а ее экстракт применяли в виде леденцов и сиропов.
Иногда бромгексин в лекарствах заменяют амброксолом — веществом, которое образуется в организме человека в процессе переработки бромгексина. И хотя препарат, о котором мы рассказываем, не тот случай, в целом клинические испытания амброксола должны говорить нам о действии бромгексина.
Есть данные, что амброксол может взаимодействовать с антиоксидантами: системой белка тиоредоксина и призванной его разрушать тиоредоксинредуктазой. Эти антиоксиданты помогают защищаться от реактивных форм кислорода (опасных побочных продуктов получения энергии в клетке). Таких форм кислорода в клетках легких может также становиться больше из-за воспаления и «зачисток», которые проводят клетки иммунной системы. При пневмонии антиоксидантов становится меньше, а терапевтические дозы амброксола могут снова повышать их уровень.
Легкие человека состоят из маленьких ячеек-пузырьков, которые называются альвеолами. Такое устройство органа помогает увеличить площадь поверхности для лучшего контакта с воздухом, чтобы газообмен происходил эффективнее. Когда мы выдыхаем, в этих «мешках» воздуха остается мало. А что происходит со сдутым пакетом? Правильно, он может слипнуться. Для легких это очень неприятный сценарий, поэтому альвеолы изнутри покрыты специальной смазкой, сурфактантом, которая не дает им склеиться. Кроме того, там есть слизь, чтобы кислород лучше поглощался.
Находящиеся на альвеолах маленькие реснички очищают легкие от попавших туда посторонних частиц. При некоторых респираторных заболеваниях слизи выделяется слишком много (обычно это защитная мера, чтобы остановить патоген, но она не всегда помогает), и тогда образуется мокрота. Много скопившейся слизи будет мешать работе альвеол, поэтому ее нужно выводить вместе с болезнетворными микроорганизмами. Организм делает это при помощи кашля. Но когда слизь плохо отделяется, то получается сухой кашель, который доставляет неприятные ощущения, а с задачей не справляется. Другое дело — влажный кашель, который достигает своей цели. Назначение муколитиков — типа лекарств, к которому относится и бромгексидин, — в том, чтобы превратить сухой кашель во влажный.
То, что бромгексин относится к муколитикам, ученые установили еще в 1963 году, но в механизме его действия в деталях начали разбираться только в восьмидесятых (а до конца не разобрались до сих пор). Он много раз показывал свой эффект на секреторных клетках эпителия, клетках крысиных легких, морских свинках, кроликах и других объектах. Было доказано, что благодаря бромгексину и амброксолу эпителиальные клетки легких различных животных могут усиливать выделение слизи. Амброксол может усиливать и частоту биения ресничек, помогая очищать легкие.
Бромгексин применяется в медицинской практике много лет. Хотя само по себе это ничего не доказывает, это дает нам очень много данных из научных статей. Однако статьи могут быть разного качества, из разных источников и даже с противоположными выводами. Как в них ориентироваться?
Обычно хорошо изученные препараты можно найти в обзорах Кохрейновского сотрудничества, где анализируется и суммируется множество научных исследований, которые отвечают общепринятым критериям доказательной медицины.
Первый из них рассказывает о препаратах, которые применяются дополнительно к прописанным врачом антибиотикам при пневмонии. Это заболевание часто сопровождается сильным кашлем, но лечить кашель тоже нужно с умом. Если кашель слишком суровый и сухой, он изматывает пациента, но если подавить кашель совсем, то затрудняется очищение легких. Поэтому чаще всего используют препараты, которые смягчают кашель, разжижая мокроту.
Другой обзор касается муколитиков для людей с застоем мокроты в бронхах. В обзор вошло всего четыре исследования с невысоким качеством доказательств (например, слепые, но без контрольной группы, принимавшей плацебо), хотя приведенные данные свидетельствовали в пользу бромгексина. Кроме того, у бромгексина не нашли значительных побочных эффектов.
В рассмотренных в обзоре испытаниях детали назначения препарата не были прояснены до конца, а результаты были описаны недостаточно подробно, что делает выводы спорными.
В более позднем обзоре кохрейновских обзоров (и такие бывают), посвященном муколитикам в целом, бромгексин упоминается как препарат, который «может уменьшить кашель», но указано, что «доказательства в целом неточны».
Множество исследований амброксола собрано в свежем обзоре 2017 года. Результаты все те же: лекарство демонстрирует отхаркивающие свойства и мало побочных эффектов, а, кроме того, усиливает действие некоторых антибиотиков, если применяется вместе с ними. Но среднее количество участников исследований — 30-100 человек, что очень мало для препарата, который борется с такой распространенной проблемой, как сухой кашель.
Как многие запатентованные в эпоху более низких стандартов лекарства, Бромгексин прошел клинические испытания на очень скромной выборке пациентов. 36 беременных женщин, 48 детей, 12 взрослых, 102 госпитализированных пациента, принимавших антибиотики, — типичные количества участников исследований этого препарата. И если речь идет не о редком генетическом заболевании, а о состоянии, которое по нескольку раз в жизни переносит каждый человек, для подтверждения эффективности лекарства этого явно недостаточно. То ли дело испытания с десятками тысяч пациентов, как у препарата от гипертонии Лозап.
То, что Бромгексин применяется уже давно, еще ничего не доказывает: традиции бывают довольно сильными, но не всегда полезными. Больше доверия внушают предварительные испытания: хотя механизм действия препарата до конца не изучен, воздействие на клетки эпителия легких он оказывает. Правда, от клетки до человека тоже довольно далеко, так что трудно сделать однозначное заключение. В любом случае, серьезных побочных эффектов и логических несоответствий, которые принципиально бы мешали этому препарату работать, нет, так что хотелось бы увидеть исследования, которые окончательно бы развеяли сомнения по этому вопросу.